Музей История Фонды Выставки Фотогалерея Посетителям
На главную
Новости
Календарь
Экскурсии
Карта сайта
Кадровая политика
Контактная информация




Часы работы
С 10 до 18 часов,
во вторник с 10 до 17 часов.
Кассы закрываются на час раньше.
Выходной день – понедельник


Официальный логотип ТИАМЗ

Коллекция этнографии ТИАМЗ

Археология Керамика и стекло Металл

В Тобольском государственном историко-архитектурном музее-заповеднике хранится одна из богатейших коллекций по традиционной культуре народов, населяющих просторы Сибири (обские угры – ханты и манси, самодийцы - ненцы и селькупы, коми-зыряня, сибирские татары, бухарцы). Личная коллекция предметов по этнографии хантов и ненцев основателя музея И.Н. Юшкова послужила «началом» музейных экспозиций. В дальнейшем коллекции пополнялись стараниями ученых-краеведов (А.А. Дунина-Горкавича, Г.М. Дмитрия-Садовникова, Б.Н. Городкова, Л.Р. Шульца, И.Н. Шухова и др.), направлявшихся музеем к «вогулам» (манси), «остякам» (ханты) и «самоедам» (ненцам) Обского Севера. На сегодняшний день этнографическое собрание ТИАМЗ насчитывает более 3200 экспонатов, многие из которых являются уникальными. Поистине жемчужиной Тобольского музея является коллекция по традиционной культуре обских угров и самодийцев.

Культура любого народа имеет собственное уникальное звучание, рождаясь в недрах мифологической памяти, превращается в грандиозную симфонию. Миф пронизывает все пространство культуры, являясь основным ее камертоном. Музейный экспонат - «живой» свидетель истории, в этом ряду именно этнографические экспонаты занимают особое место, являясь, по сути, материальной оболочкой, «овеществленным образом» духовной энергии народа.

Уже в раннем детстве «маленький человек» начинает личную историю в культуре своего народа. Все начинается с детской игры, в которой, разучивая обязательную гамму культуры, ребенок пытается выстраивать свою индивидуальную мелодию.

Мальчики готовились стать достойными охотниками, рыболовами, оленеводами, поэтому игрушки будущих мужчин представляли собой маленькие модели транспорта и орудий труда. Традиционными играми девочек, как будущих матерей и хозяек являлись куклы «нгухуко», изготовленные из клюва водоплавающей птицы (утки или гуся), символизировавших женщину, деторождение, плодородие. Согласно законам существования архаических культур, игра является моделью человеческого общества, поэтому для игры часто изготовлялась целая кукольная семья. Символической «задачей» игры «в куклы» было обеспечение потенциальной плодовитости девочки. Игрушка «зыбка с ребенком» – прямое указание на основную задачу будущей женщины.

Символом женской «природы» являлась меховая сумочка для рукоделия – янта кырах (вост. ханты), тутчан (сев. ханты; сев. манси). Тутчан имела не только функциональное назначение, но и олицетворяла душу своей владелицы, сопровождая ее на протяжение не только всей жизни, но даже после смерти (тутчан помещали в гроб умершей женщины). Женские сумочки шили из меха ворсом внутрь и наружу, декорировали меховой и кожаной мозаикой, бисером, сукном, металлическими подвесками, оберегающими владелицу от воздействия темных сил нижнего мира.

Главный знак силы и достоинства мужчины – богато украшенный пояс с металлическими нашивками, оберегами, ножами – важнейшими орудиями и оружием мужчины. Количество ножей на поясе (их могло быть до 12) характеризовали социальный статус мужчины.

Обско-угорский и самодийский костюм во многом отражал символику Вселенной. Особенно ярко это просматривается в вышитых южнохантыйских рубахах из крапивного холста, которые украшали аппликацией, вышивкой. Одним из наиболее распространенных орнаментальных мотивов, встречающихся на угорских рубахах, является древний солярный знак – свастика, символ солнца, дающего жизнь всему земному.

Разновидностью вышивки является бисерное шитье по ткани и коже. Цветным бисером (пальсак) украшали головные повязки, нагрудные и нашейные украшения, детали одежды, обувь.

Древнейшая из всех известных структур мироздания – вертикальное членение мира на три сферы, соединяющиеся между собой либо священным древом жизни, либо рекой, просматривается и в орнаменте на угорских берестяных изделиях. Использовали такие сосуды для хранения рыбьего жира, рыбы, муки, ягод и многого др. Узоры на бересту наносили выскабливанием, накладной аппликацией по цветному или закопченному фону, при помощи ажурной резьбы, под которую подкладываются яркие ткани, тиснением и штамповкой. Многие узоры обских угров несли мифологическую нагрузку. Своеобразные геометрические узоры плетения отделяли человека от Нижнего мира, охраняли от него.

У обских угров и ненцев были широко распространены разнообразные литые бронзовые или медные бляхи с барельефными и ажурными изображениями, которые служили украшением одежды, головных уборов, подвешивались к косам северных красавиц. Такие бляхи обские угры и ненцы обычно заказывали русским мастерам из Тобольска и Березова. Одним из наиболее распространенных символов, изображаемых на бляхах, была фигура оленя, иногда она покрывалась гравировкой в виде зигзага, известного в археологической литературе под названием «шагающей гребенки».

Образ Мир-суснэ-хума - «За миром следящего человека», одного из основных персонажей пантеона обских угров, небесного покровителя людей, просматривается в изображениях на бляхах всадника на крылатом коне. Ипостаси Мир-суснэ-хума воплощены в образах птиц, изображенных на металлических бляхах, в музыкальном инструменте – «гусь» («лебедь», «журавль»).

Роль посредника между людьми и духами выполнял шаман. Костюм, бубен и колотушка шамана выполняли охранительную функцию, защищая его от вредного влияния злых духов. В комплект ритуальной одежды входил особый головной убор - металлический обруч, на котором укреплялось изображение рогов оленя, иногда фигурки птиц. Оформление головного убора свидетельствует о связи шамана с миром верховных богов. Широк круг зоо- и антропоморфных металлических подвесок, символизировавших духов-помощников и оружие шамана.

Обрядовое пение в процессе камлания сопровождаемое «музыкой» бубна является олицетворением силы шамана, это не только, заклинание, но и значительная часть мифологии, часть великого, бесконечного мифа.


Медная пластика

Посмотреть все коллекции

ТИАМЗ сегодня
Царская семья в Тобольске
Карта Тобольского Кремля
Косторезный промысел
Гончарная мастерская

Адрес
г.Тобольск, Красная площадь, 5.
Тел.: (3456) 22-34-55, 22-37-13.

Как добраться

Rambler's Top100
Электронная почта: tgiamz@mail.ru
© 2007 – 2010, «ТИАМЗ»
Дизайн – Сектор информационно-технического обслуживания ТИАМЗ
Исторические материалы, фото ТИАМЗ. Ссылка на сайт обязательна
На главную
Hosted by uCoz